Кто такая Анна Голубкина и что нужно о ней знать
Скульптор, женщина, дочь, сестра, преподаватель, садовод: рассказываем биографию художницы с помощью 10 цитат
Русскую скульптуру нельзя представить без Анны Голубкиной, но, кто она такая, знает не каждый.

До 25 лет она занималась садоводством в Зарайске, а в 26 уже создавала скульптуру в Москве.

Она училась в Академии Художеств в Петербурге, хотя гораздо больше на нее повлияла работа с Роденом в Париже.

Она была очень эмоциональной и ранимой, но это не мешало ей отстаивать свои принципы и создавать свое искусство в то время, когда все остальные пытались угнаться за модой.

В мастерской между античных слепков, строгая и величавая, она выглядела, как мифическая древняя пророчица-сивилла
Сергей Конёнков, скульптор и однокурсник Анны Голубкиной
Анна Голубкина в своей мастерской
Анна Голубкина в 10 цитатах
Кликайте по цитате, чтобы узнать больше

Материал подготовлен по материалам писем А.С. Голубкиной.
Авторская орфография и пунктуация сохранена.

1
«Читать начала я очень рано. Первое место занимали естественная история и духовные книги, потом романы и история. Читала все подряд и Библию и Дарвина, историю, сказку. Много тогда я не понимала, не поймешь, читаешь дальше. Думать лень, вот и верхоглядство. Учится у меня потребность и надобность, которая сказывается при всяком случае».
А.С. Голубкина родилась в крестьянской семье. Ее воспитывал дед — старообрядец и глава зарайской духовной общины Поликарп Сидорович. В свое время он был крестьянином, который сам выкупился из крепостной зависимости. Вся семья занималась разведением огорода и содержала постоялый двор. Денег на обучение детей все равно не хватало, почти все они были самоучками. Но маленькая Аня все равно очень хотела выучиться и получить диплом домашней учительницы. С детства она много читала, пользуясь библиотекой зарайского купца Чиликина.
2
«Я люблю работать без всякого соображения, просто, на свободе, а тут — ишь они какие. На кой мне нужны их надежды. <...> У меня во всех работах есть какая-то необузданность. Обещают, что она обратиться во что-то порядочное, но это еще вопрос. Во всяком случае, теперешние мои работы считаются превосходными. Ну а я что-то не надеюсь, что могу дать иное, да и не хочу. Я хочу остаться самостоятельной. Мне тошны всякие подражания. Поэтому я и боюсь ихних надежд».
В 1889 году Голубкина уехала в Москву изучать технику обжига посуды и роспись по фарфору. Несмотря на то, что Анна провалила экзамен по живописи благодаря этюду «Молящаяся старуха», она смогла поступить в Классы изящных искусств архитектора А.О. Гунста. Свое образование Голубкина продолжила в славящемся демократическими традициями Московском училище живописи, ваяния и зодчества. А в 1894 она переезжает в Санкт-Петербург, где становится вольнослушательницей Академии Художеств в мастерской профессора В.А. Беклемишева. Однако в письмах к матери Анна Семеновна признается, что в Москве ей нравилось больше, потому что там студенты творили, а не повторяли чужие образцы.
Анна Голубкина в Париже
3
«...Я показываю вещи хуже, чем они есть. Кто знает почему, но я лучше люблю передать порицания и себе о своих делах, чем похвалу. Эгоистка, я все хорошее оставляю себе и мучаю других. Гадко это, но как расскажешь, оно как будто и прошло. К счастью теперь у меня почти ничего дурного».
Недовольная методами преподавания в Академии Художеств, в 1895 году Голубкина уехала в Париж. Но, прожив там чуть больше года, она была вынуждена вернуться в Россию. По ее письмам того периода несложно догадаться, что у скульптор очень переживала из-за расставания с семьей. В Москве Анна обратилась за помощью в клинику Корсакова. Чуть позже она уехала к семье в Зарайск, а потом вместе со своей сестрой Александрой, фельдшером, отправилась в Сибирь, где они вместе работали в переселенческом пункте.
4
«От легкой французской жизни даже наши русские делаются беспечальными и легкомысленными. Тут удивительно легко живется нашим. Наши газеты, наши речи наполнены пожарами, не урожаями и всякой печальной всячиной, а здесь? Чудеса здесь, сразу и не скажешь. Может, они и более печально, чем наше. Кто знает. <...> Только тут легче жить народу, а надо помнить свое. Хоть я и помню, и знаю, а все-таки еще крепче надо помнить».
В 1897 году она приехала в Париж во второй раз. Несколько месяцев Анна продолжала заниматься в студии Коларосси, после чего решила найти свою мастерскую. В это же время она познакомилась с Огюстом Роденом, новаторское искусство и демократизм которого были близки ей. У Голубкиной не было денег на то, чтобы брать частные уроки у Родена, однако просто консультировать ее он согласился бесплатно.

Это был сложный период в жизни скульптора. Она переживала из-за недостатка денег, сокращала и увеличивала часы работы, искала мастерскую, ходила к Родену, радовалась, когда он ее хвалил, и расстраивалась, когда он ее критиковал. Однако в мае 1899 случилось замечательное событие. Три работы Голубкиной ("Старость", "Портрет Э.Ж. Бальбиани", "Женский портрет") были выставлены на Весеннем Салоне (Выставка произведений живописи, скульптуры, гравюры, архитектуры и прикладного искусства). Анна Голубкина была удостоена медали III степени Французской Академии литературы и искусства.
Анна Голубкина в Пушкинском музее
5
«У меня одна голова вышла совершенно, как у всех скульпторов, которые считаются хорошими. <...> Как научусь работать мрамор, то уж буду настоящий артист, а то все еще ни то, ни се. Боюсь, что я нахваливаюсь, а вы скажите: "У, дрянь-то!"».
В 1899 году Голубкина вернулась на родину. Она работала в Москве и Зарайске, преподавала в Коммерческом училище им. цесаревича Алексея, создала горельеф над входом в Московский Художественный Театр. В 1904 году она опять уехала в Париж с целью научиться работать по мрамору. В это время она много работает и путешествует вместе со своей подругой скульптором Маклерен.
6
« Вы (прим. Роден) знали как меня преследовали и как Вы меня мгновенно освободили! Я ничего не говорила только потому, что у меня не было слов, которыми я могла бы высказать свою благодарность. Вы дали мне силы жить. <...>
Сейчас мы переживаем очень бурное время и никто не знает, какой оборот примут события. В тюрьму сажают всех, и я один раз там побывала. Осенью меня будут судить вновь, и я боюсь, что вы никогда не узнаете, как я вас почитаю и уважаю».
В дни декабрьского восстания 1905 года Голубкина находилась в Москве. Она помогала ухаживать за ранеными и следила за тем, что происходит на улицах. Анна очень переживала из-за того, что происходит на ее Родине и сочувствовала протестующим людям.
В 1907 Голубкину приговорили к годичному заключению в крепость за распространение прокламаций. По ходатайству родных и знакомых дело было прекращено. После этого, она активно помогала другим осужденным, хлопотала за своих земляков, участвовала в создании Народного театра Зарайска.
6
« Здесь нашлась работа, если и не очень скульптурная, зато мазильная. Замазываю рамы в парники. Слава Богу, хоть за эти могу забыться, надо подмазать и вставить 140 рам. Я очень рада, столько надо труда и внимание, что забываешься совершенно. <...>

Как у меня сердце болит - один бог знает. Да если человек увлечется искусством, то уж ему этой жажды не залить во веки.

Авось, Губина (прим.: художница, однокурсница Голубкиной), в рай попадем. Мы скажем: за что гореть снаружи, мы при жизни изнутри хорошо горели».
В 1910 году Голубкина переехала в Москву и арендовала мастерские в Большом Лёвшинском переулке, где проработала до конца своей жизни. Какое-то время в одной из ее студий жила семья близких знакомых скульптора - художников Ефимовых. Здесь же время от времени Анна Семеновна набирала студию.
В 1913 году она путешествовала, посетила Архангельск и Соловецкий монастырь.
Мастерская Анны Голубкиной
8
«Показав свои работы, я буду свободная от страха, что они погибнут никому не ведомые. Я уверена, что если я их не покажу, то их просто найдут, как находку, а может, и вовсе не найдут. Так как мои работы часть меня, то я не хочу, чтобы их какой-нибудь дряннушка приписал себе, а хороший человек этого сделать не может».
После возвращения из Архангельска Голубкина начала давать уроки. Из-за требовательности Голубкиной слушатели Пречистенских вечерних рабочих курсов отказались от ее преподавания, но она продолжала давать частные уроки. Желающих учиться у Анны Семеновны было очень много, ведь скульптор была замечательным педагогом и очень серьезно относилась к творчеству.
Первая персональная выставка скульптора прошла в Музее изящных искусств им. императора Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина) в 1914 году. Все вырученные деньги Анна перечислила на помощь участникам войны.
9
«Если хочешь, чтобы из твоего писательства что-нибудь вышло, не ходи замуж, не заводи семьи. Искусство связанных рук не любит. К искусству надо приходить со свободными руками. Искусство — это подвиг, и тут нужно все забыть, а женщина в семье — пленница. У мужчин все это по-другому проходит».
С 1920 по 1922 Голубкина вела скульптурную мастерскую во Вхутемасе, но со временем ей пришлось уйти оттуда. Вхутемас был слишком заточен на авангард, в то время как сама скульптор предпочитала идти своим путем вместо того, чтобы следовать модным веяниям Также в 1921 году скульптор пережила серьезную операцию. Из-за этого она не могла заниматься скульптурой. Из жажды творчества она брала уроки во Вхутемасе по изготовлению камеи. В последствии с помощью этого навыка она смогла получить неплохой доход.

У Анны Семеновны не было своих детей, но были племянники. Она их сильно баловала и опекала, ей очень нравилось, когда они подолгу гостят у нее в мастерской. Скульптор практически вырастила дочь своего брата - Веру и создала множество прекрасных детских образов («Манька», «Девочка»,«Кочка»).
10
« Я как приехала, так без памяти начала работать. Инструменты теплые, глина теплая, не надо топить печку и смотрела на часы. И вот я вторую неделю работаю, сделала одну статую, сломала. Теперь новую начинаю. <...>

Я сейчас живу, как во сне. Как лунатик: иду к кузнецам, формовщикам, натурщикам, без оглядки. Что из этого выйдет, не знаю. Все равно, уж дойду. <...>

Тебе одной (прим.: речь идет об Александре Голубкиной) трудно справится с садом. Может, и я скорее приеду. У очень хочется что-то порядочное сделать. Сколько времени я безделушки работала. Хорошо бы».
Постепенно Голубкина вернулась к скульптуре, активно сотрудничала с Толстовским музеем.

По письмам этого периода заметно, что она очень скучает по семье, ждет приезда сестры и племянницы.

Старость не помещала Анне Семеновне работать, она продолжала брать заказы и создавать скульптуры, она разрушала свои произведения и опять в беспамятстве бросалась в работу, главной ее страстью было и оставалось творчество.
Последней работой скульптора должна была стать монументальная фигура "Березка", но, к сожалению, она осталось незаконченной. Анна Голубкина скончалась 7 сентября 1927 года в Зарайске.
Made on
Tilda